Образовательная программа дошкольного образования МКДОУ детский сад "Колобок" пгт Пелым 2023г
Описание образовательной программы
Образовательная программа дошкольного образования
определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание
дошкольного образования, осваиваемые обучающимися в Муниципальном казенном
дошкольном образовательном учреждении детский сад «Колобок» пгт Пелым (далее –
ДОО), и планируемые результаты освоения образовательной программы.
Программа разработана в соответствии с Федеральной
программой дошкольного образования (утверждена приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г. № 1028) и Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155, в редакции от 08.11.2022).
При разработке Программы
учитывались следующие нормативно правовые документы:
1. Конвенция о правах
ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР
15.09.1990).
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», (с изм.
и доп., вступ. в силу с 28.02.2023).
3. Федеральный закон 24 июля
1998 г. № 124-ФЗ (актуальная ред. от 14.07.2022) «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации», (ред. от 28.04.2023).
4. Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года
№ 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5. Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 г. №
32 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».
6. Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
7. Приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования».
8. Приказ Министерство
здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. №
761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного
справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей
работников образования».
9. Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об
утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
Программа позволяет реализовать несколько
основополагающих функций дошкольного уровня образования:
1) обучение и воспитание ребёнка дошкольного возраста
как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и
культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными
средствами;
2)
создание единого
ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на
приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным
ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и
уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
3)
создание единого
федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от
рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего
ребёнку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия
ДО, вне зависимости от места проживания.
Программа состоит из обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть соответствует Федеральной программе
и составляет не менее 60% от общего объема Программы. Часть, формируемая
участниками образовательных отношений, составляет не более 40% и ориентирована
на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в том числе
региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность;
сложившиеся традиции ДОО; выбор парциальных образовательных программ и форм
организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют
потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива
и ДОО в целом.
Часть
Программы, формируемая участниками образовательных отношений разработана на
основе:
1. Парциальной программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», авторы А.Д. Шатова, Ю.А. Аксёнова, И.Л. Кириллов, В.Е. Давыдова, И.С. Мищенко.
2.
Парциальной
программы «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7
лет «Цветные ладошки», автор И.А. Лыкова.
3.
Парциальной
программы «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет», автор
Л.Л. Тимофеева.
4.
Парциальной
программы по физическому развитию детей 3-7 лет «Малыши-крепыши», авторы О.В.
Бережнова, В.В. Бойко.
5.
Программа «Мы живем на Урале» Толстикова О.В. (регионального
содержания).
Данная
часть Программы учитывает образовательные потребности и интересы воспитанников,
членов их семей, педагогов ДОО и ориентирована на специфику
национальных, социокультурных, экономических, климатических условий.
Цель
Программы в обязательной части: Разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного
детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе
духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и
национально-культурных традиций.
Цель Программы в части, формируемой участниками
образовательных отношений: Создание
условий для расширения и углубления основного образовательного содержания,
позволяющего удовлетворить образовательные и индивидуальные потребности,
избирательные интересы дошкольника и современной семьи, реализовать развивающий
потенциал образования с учетом региональных особенностей.
Программа содержит три раздела: целевой,
содержательный и организационный.
В целевом разделе указаны цели и задачи
Программы, принципы её формирования.
Включены планируемые результаты освоения Программы в обязательной части
и в части Программы, формируемой участниками образовательных отношений.
Определены подходы к педагогической
диагностике достижения планируемых результатов.
Содержательный раздел представляет описание образовательной деятельности в
соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях:
-
социально-коммуникативное
развитие;
-
познавательное
развитие;
-
речевое развитие;
-
физическое
развитие;
-
художественно-эстетическое
развитие.
В нем раскрыто описание вариативных форм, способов,
методов и средств реализации Программы. Представлены особенности
образовательной деятельности разных видов и культурных практик и способов
поддержки детской инициативы. Отражено взаимодействие педагогического
коллектива с семьями обучающихся, направления и задачи коррекционно-развивающей
работы с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями
различных целевых групп, в том числе детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов.
В содержательный раздел Программы входит рабочая
программа воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной
работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным
ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и
нормам поведения в российском обществе.
Организационный раздел включает описание психолого-педагогических и кадровых
условий реализации Программы, организацию развивающей
предметно-пространственной среды в ДОО. Показано материально-техническое
обеспечение Программы в обязательной части и в части, формируемой участниками образовательных
отношений
В разделе определены примерные перечни художественной
литературы, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства
для использования в образовательной работе в разных возрастных группах, а также
примерный перечень рекомендованных для семейного просмотра анимационных
произведений.
Представлены примерный режим и распорядок дня в
дошкольных группах, федеральный календарный план воспитательной работы.